Берлин

10 ноября 1989 г.






«Теперь срастается то, что должно быть вместе. Это касается всей Европы».








Уильям Палмер Миккельсен
Стена у Бранденбургских ворот, 10 ноября 1989 г.ullstein Bild / Петер Тим

10 ноября 1989 года Вилли Брандт, глубоко взволнованный, стоит у Бранденбургских ворот среди толпы людей, радостно и мирно празднующих падение стены. Факт открытия границы накануне ночью бывший бургомистр Берлина комментирует так: «Теперь мы находимся в ситуации, когда срастается то, что должно быть вместе». Он подчеркивает, что это касается всей Европы.

С падением стены и крахом коммунистических режимов в странах Восточного блока осуществляется мечта Вилли Брандта. Во время мирной революции в ГДР он изо всех сил поддерживает восстановление демократии в Восточной Германии. Прежде всего, бывший канцлер настаивает на том, чтобы объединение Германии было осуществлено как можно скорее. Воссоединение Германии 3 октября 1990 года – это триумф дела всей его жизни.

Марш протеста у Церкви Святой Софии в Восточном Берлине против фальсификации результатов коммунальных выборов коммунистическим режимом ГДР, 7 июня 1989 г.
epd-bild / Ханс-Юрген Рёдер

Предчувствие эпохальных перемен

В то время как весной 1989 года в Польше и Венгрии начинаются революционные преобразования, руководство ГДР отказывается проводить какие бы то ни было реформы. В мае режим под руководством Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) массово фальсифицирует результаты коммунальных выборов. Дело доходит до первых небольших протестных демонстраций. Вилли Брандт раньше остальных догадывается, что изменения, происходящие в странах соцблока, затронут и ГДР. Летом 1989 года он высказывает предположение, что там скоро могут выйти на улицу сотни тысяч человек. В начале сентября Брандт заявляет, что в политике ФРГ по германскому вопросу время малых шагов уже миновало.

Сторонник быстрого объединения страны

В 1990 году, помимо федерального канцлера Гельмута Коля, на политической арене Германии выделяется фигура почетного председателя СДПГ Вилли Брандта. Популярный социалдемократ Брандт часто выступает во время предвыборной борьбы в ГДР и является движущей силой кампании Социалдемократической партии в ГДР. Благодаря своей неотступной приверженности идее объединения Германии Брандт становится символом национальной интеграции. Несмотря на противостояние в рядах западногерманской СДПГ, бывший канцлер высказывается за экономический и валютный союз и за договор об объединении обоих немецких государств. Брандт также не возражает против членства объединенной Германии в НАТО, которого удалось добиться правительству Коля.

Вилли Брандт на демонстрации в Лейпциге во время избирательной кампании по проведению первых свободных выборов в парламент ГДР – Народную палату, 25 февраля 1990 г.
Федеральный архив Германии (Bundesarchiv), Bild 183-1990-0225-013 / Шульц
Трибуна для почетных гостей на торжестве по поводу объединения Германии перед зданием Рейхстага в Берлине, 3 октября 1990 г.
Федеральное правительство Германии / Кристиан Штуттенхайм

Завершение труда всей жизни

С прекращением существования ГДР и переходом ее территории в состав Федеративной Республики Германия 3 октября 1990 года в 0 часов восстановлено единство Германии. Среди почетных гостей праздника перед зданием Рейхстага и Вилли Брандт, который следит за церемонией со слезами на глазах: это его восточная политика сделала воссоединение страны возможным. В 1991 году исполняется еще одна мечта бывшего канцлера: бундестаг голосует за то, чтобы перенести резиденцию правительства и парламента из Бонна в Берлин. В столице Германии в 1992 году Брандт находит и свое последнее пристанище.